Автоматизация фронтально-циклового расписания в Тверском ГМУ Минздрава России

20 Декабря 2017

Проблема автоматизации составления фронтально-циклового расписания волнует все медицинские вузы России. В 2017 году при поддержке Фонда содействия инновациям (www.fasie.ru) успешно реализован проект автоматизации фронтально-циклового расписания в ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России (ТвГМУ).

Поставленные задачи, которые необходимо было решить в ходе разработки программы автоматизированного составления расписания:

  • облегчить труд методистов-составителей расписания;
  • автоматически следить за выполнением запланированной нагрузки;
  • полностью исключить коллизии в составленном расписании; 
  • реализовать бронирование аудиторного фонда для лекций и мероприятий;
  • заложить фундамент для последующей реализации отображения персонализированного расписания в личном кабинете студента.

Ключевые параметры ТвГМУ, влияющие на сложность и длительность проекта автоматизации составления расписания:

  • 3 методиста-составителя расписания;
  • 430 преподавателей;
  • 63 кафедры;
  • 5 факультетов;
  • 151 дисциплина;
  • 299 групп;
  • 2 корпуса и 20 клинических баз;
  • 2 компьютерных класса на 48 и 25 мест.

В рамках первого этапа работ специалисты фирмы «Русские Решения» провели информационное обследование бизнес-процесса составления расписания в ТвГМУ: проведены личные и телефонные интервью ключевых участников бизнес-процесса, собран альбом печатных и отчётных форм, согласованы этапы и график последующих работ.

Основная специфика фронтально-циклового расписания ТвГМУ, выявленная в ходе обследования:

  • разная продолжительность пар и перерывов;
  • деление групп на подгруппы, а подгрупп на смены (бригады) по разным критериям;
  • наличие большого количества клинических баз в разных районах Тверской области;
  • зависимость места проведения занятия от его темы;
  • цикловые теоретические и практические занятия: двухнедельный цикл - 1-ые и 2-ые недели, трёхнедельный цикл - красные, синие и зелёные недели (рис. 1). 

Расписание циклов на сайте ТвГМУ

Рис. 1. Расписание циклов на сайте ТвГМУ [1]

В качестве базовой программы для последующей адаптации под специфику фронтально-циклового расписания был выбран программный продукт «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» (1С:АСР). Выбор в пользу 1С:АСР был сделан, так как он разработан на популярной отечественной платформе «1С:Предприятие 8», имеет открытый программный код и включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [2].

Интересной особенностью начала проекта стал значительный скепсис методистов-составителей по поводу реальности автоматизация фронтально-циклового расписания. В связи с этим была реализована тактика автоматизации «от простого к сложному», чтобы за короткий срок достичь ощутимых положительных результатов, получить необходимый кредит доверия и поддержку ключевых пользователей. Для решения этой задачи было успешно автоматизировано составление расписаний сессий.

Далее было автоматизировано составление расписаний лекций и управление аудиторным фондом. После разработки необходимого функционала в 1С:АСР занесли все аудитории и компьютерные классы. Созданы виртуальные помещения, которые используется для одной кафедры, для одного типа лекций, чтобы помещение не выводилось в общий список на шахматке (Рис. 2), ему ставят флажок «Виртуальное».

составление расписания лекций

Рис. 2. Интерфейс программы для составления расписания лекций

Для максимально удобной работы пользователей в программе реализовано цветовое выделение ячеек, строк, кнопок. Например, голубым цветом подсвечиваются строки с полностью расставленными дисциплинами, розовый цвет ячеек шахматки сигнализирует пользователю о запрете на расстановку занятий в этот день. Само собой, был реализован контроль пересечений - нельзя поставить занятие в ячейку, если в это же время и в этом же помещение уже есть мероприятие (занятие). Также разработаны все необходимые печатные формы с возможностью сохранения в формате Excel.

В рамках заключительного этапа была выполнена автоматизация расписания цикловых практических занятий. В 1С:АСР был создан интерфейс «Составление расписания практических занятий» (Рис. 3), в который автоматически подтягиваются ранее расставленные лекционные занятия.
Также в этом же интерфейсе у пользователя есть возможность видеть занятость кафедр. Доступна расстановка практических занятий без указания преподавателей или аудиторий кафедры. 

В шахматке реализована возможность объединять группы в потоки, разъединять потоки на группы, объединять ячейки по времени, по номерам недели. Программа позволяет распределять практические занятия равномерно на семестр. Есть возможность масштабирования шахматки (кнопками Ctrl+ или Ctrl-), выводить её на печать и сохранять в формате Excel. Дополнительно разработана печатная форма «Расписание занятий на кафедре».

Интерфейс программы для расстановки цикловых практических занятий

Рис. 3. Интерфейс программы для расстановки цикловых практических занятий

Таким образом, по результатам проекта методисты-составители расписания получили огромное облегчение от автоматизации своего труда, избавились от накладок в расписании и усилили контроль за выполнением плановой нагрузки преподавателей.

Обозримые перспективы развития автоматизированного расписания в ТвГМУ:

  • реализовать автоматическую публикацию расписания на сайте, в инфо-киоске и личном кабинете студента;
  • интегрировать 1С:АСР в 1С:Университет ПРОФ;
  • разработать мобильное приложение с push-уведомлениями об изменениях в расписании;
  • автоматизировать составление расписаний на кафедрах (расстановка и замены преподавателей и кабинетов).
Приглашаем профильные учебные заведения принять участие в бесплатной апробации программного продукта «Автоматизированное составление расписания в медицинских и фармацевтических образовательных организациях». Заявку направлять на электронную почту: 1c@ruresh.ru.
Литература:

1. Ссылка на сайт ТвГМУ https://tvgmu.ru/rasp/?param=21:5:501&C=RASP

2. Ссылка на сайт Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/87396/


Задать вопросы по статье Вы можете, отправив нам

Владимиров А.В.
Владимиров А.В.
Директор фирмы "Русские Решения"
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Руководит реализацией сложных трансформационных проектов для организаций высшего и среднего профессионального образования и клиентов из различных отраслей бизнеса. Имеет большой опыт в области автоматизации бизнес-процессов на базе управленческих программных продуктов линейки 1С:Предприятие 8.

Последние статьи

19 июня 2019

Руководство по заполнению бланков диплома СПО

В руководстве представлены практические рекомендации по заполнению бланков диплома о среднем профессиональном образовании.

Читать полностью
17 июня 2019

Подготовка и печать дипломов в «1С:Колледж ПРОФ»

В руководстве рассмотрены подготовка и печать дипломов в «1С:Колледж ПРОФ».

Читать полностью
28 мая 2019

Выгрузка данных из «1С:Колледж» и «1С:Колледж ПРОФ» в ФИС ГИА и Приема

В руководстве рассмотрена выгрузка данных из программ «1С:Колледж» в ФИС ГИА и Приема.

Читать полностью

Наши вебинары

19 Июня 2019

Мастер-класс подготовка и печать дипломов в "1С:Колледж ПРОФ"

07 Июня 2019

Проведение приемной кампании вуза и выгрузка данных в ФИС ГИА и приема

29 Мая 2019

Вебинар Работа с ФИС ГИА и приема на примере Санкт-Петербургского Петровского колледжа



© 2006-2019

  • Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, 50
  • welcome@ruresh.ru