Требования нормативных документов в расписании занятий в колледжах и техникумах

10 Апреля 2019

В процессе составления расписания занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования необходимо соблюдать требования нормативно-правовых, законодательных и иных актов в сфере образования.

Нормативно-правовые документы для процесса составления расписания делятся на две группы: документы федерального уровня и локальные нормативные акты. В таблице представлены основные нормативные документы федерального уровня и приведены примеры локальных нормативных актов.

Федеральный уровень

Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Трудовой кодекс РФ

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Приказ № 1601 от 22.12.2014

О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приказ № 536 от 11.05.2016

Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приказ № 464 от 14.06.2013

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

Локальные нормативные акты

Правила внутреннего распорядка

Расписание занятий и практик, продолжительность занятий, время начала и окончания занятий, деление на потоки и группы.

Положение о нормах времени для расчета объема нагрузки и планирования основных видов работы ППС

 

Рассмотрим основные федеральные законы более подробно. При начале процесса составления расписания надо понять, какие нормы часов преподавателей (педагогических работников) и обучающихся мы будем контролировать. В первую очередь, мы конечно же, обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ). В 333 статье ТК РФ сказано, что педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Затем, обращаемся к приказу Минобрнауки России № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». В нем более подробно рассмотрены каким сотрудникам образовательных организаций, и какая продолжительности рабочего времени им установлена. Так, например, в первой же статье приказ повторяет статью №333 ТК РФ. Но, далее, идет уточнение в зависимости от занимаемой должности кому устанавливается 36 часов в неделю. Например, помимо педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, такая норма часов устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, инструкторам по труду, методистам и старшим методистам организаций, руководителям физического воспитания организаций.

В приказе рассмотрены и другие варианты Норма часов, рассмотрим те, которые могут встретиться нам при составлении расписания. 24 часа в неделю заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

В год «Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования». При этом Норма часы устанавливаются в астрономических часах.

Также, надо учитывать, что верхний предел учебной нагрузки преподавателей СПО не должен превышать 1440 часов в учебном году, ставка заработной платы которых составляет 720 часов в год.

Таким образом, мы определили, что при составлении расписания занятий надо контролировать нагрузку преподавателей: 36 часов в неделю и 720 часов в год.

Теперь, надо разобраться, какую нагрузку контролировать при составлении расписания обучающихся.

Основным в этом вопросе является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Объем при этом обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю. Эти показатели мы и будем отслеживать при составлении расписания.

В 464 приказе также утверждены требования к образовательным программам среднего профессионального образования. Так, «образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями».

Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Численность обучающихся в учебной группе составляет 25 - 30 человек. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

При составлении учебного плана надо учитывать также и то, что «количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).»

В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» определены требования в нагрузке обучающихся, которые проходят обучения по этим двум формам обучения.

Образовательная организация должна разрабатывать учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения самостоятельно на основе:

  • ФГОС по программам среднего профессионального образования;
  • примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ), учебной и производственной практики.

Учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения определяет следующие характеристики образовательной программы среднего профессионального образования:
  • подлежащие освоению ОК и ПК;
  • объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
  • перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике;
  • сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
  • распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, ПМ (и их составляющим);
  • формы государственной итоговой аттестации (обязательные и предусмотренные образовательной организацией), объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации;
  • объем каникул по годам обучения.

При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет, как правило, не менее 160 часов.


При составлении расписания занятий необходимо учитывать

Нагрузка преподавателей

  • 36 часов в неделя
  • 720 часов в год
  • Верхний предел 1440 часов в год

Нагрузка обучающихся (все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки)

54 часов в неделю

Нагрузка обучающихся (обязательных аудиторных занятий и практики)

36 часов в неделю

Образовательная программа включает:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • оценочные и методические материалы;
  • иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

 

Учебный план образовательной программы определяет:

перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации

количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации

Не более 8 экзаменов

Количество зачетов

Не более 10 зачетов

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по очно-заочной форме

16 часов в неделю

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по заочной форме программы СПО

не менее 160 часов

 

Кузьменкова Е.Ю.
Кузьменкова Елена
Консультант фирмы "Русские Решения"
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Специализируется на проектах по внедрению программных продуктов для школ, колледжей, техникумов и ВУЗов:
  • 1С:Университет 
  • 1С:Колледж 
  • 1С:Общеобразовательное учреждение
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Университет
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Колледж
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Школа

Последние статьи

24 апреля 2019

Опыт перехода на электронные журналы в БУ «Урайский политехнический колледж»

На сегодняшний день в «1С:Колледж ПРОФ» ведется учёт контингента обучающихся колледжа, отлажена работа учебных планов, распределения нагрузки, составления расписания занятий и электронных журналов, об автоматизации которых и пойдет речь в статье.

Читать полностью
10 апреля 2019

Требования нормативных документов в расписании занятий в колледжах и техникумах

В статье рассматриваются требования нормативных документов для учета нагрузки педагогического состава, нагрузки обучающихся по разным формам обучения, количества экзаменов и зачетов, требования к образовательным программам СПО и учебным планам.

Читать полностью
23 января 2019

Опыт построения ЭИОС в Тверском ГМУ Минздрава России

Совместно с сотрудниками IT подразделения вуза специалистами ЦКО «Русские Решения» был разработан и реализован проект внедрения ЭИОС на базе программного продукта «1С:Университет ПРОФ» для 40 рабочих мест.

Читать полностью

© 2006-2019

  • Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, 50
  • welcome@ruresh.ru