Как учесть методические рекомендации Минобрнауки РФ по разработке стратегии цифровой трансформации

24 Ноября 2021

Грамотная разработка и эффективная реализация долгосрочных планов не самая сильная сторона государственных органов, но сейчас ситуация меняется. Появилась четко сформулированная национальная цель — цифровая трансформация в области образования. Что это такое и как учесть рекомендации разделов нового письма Министерства науки и высшего образования, отвечаем в статье.

Содержание

Цифровая трансформация

Минобрнауки России 07 октября 2021 года выпустило методические рекомендации по разработке стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования. Этот документ основан на Указе Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», где цифровая трансформация выделена одной из пяти национальных целей развития России до 2030 года.

В документе содержится основная информация по разделам стратегии: «Цифровые сервисы», «Информационные системы», «Инфраструктура», «Управление данными» и «Кадры», проекты цифровой трансформации и основные показатели достижения цифровой зрелости.

Цифровая трансформация — это процесс полной замены ручных, традиционных и устаревших способов управления организацией новейшими цифровыми альтернативами. Это новшество затрагивает все аспекты образовательного учреждения, а не только технологии.

Суть цифровой трансформации образования — достижение каждым обучающимся образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса с применением методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; работы с большими данными.

Дорожная карта цифровой трансформации

Рис. 1. Дорожная карта цифровой трансформации

Разделы стратегии цифровой трансформации вуза

Стратегия цифровой зрелости включает в себя пять разделов, к каждому требуется формулировать цель развития до 2030 года и задачи, способствующие достижению этой цели. Описывать текущую ситуацию по разделам удобнее в форме таблицы, которую вы найдете в приложении к письму Минобрнауки №МН-19/697.

«Цифровые сервисы»

Включает анализ и перечисление не только сервисов, которые использует образовательная организация, но и указание пользовательских ролей, а также степень удовлетворенности пользователей этими сервисами.

Уровень удовлетворенности сервисами

Рис. 2. Уровень удовлетворенности сервисами

«Информационные системы» (ИС)

Требует анализа следующих показателей:

  • ИС, находящихся на балансе вуза, и описание решаемых ими задач;
  • Квалификация ИС (ГИС, ведомственная и др.);
  • Доля действующих ИС в общем количестве ИС, находящихся на балансе вуза;
  • Технический стек и архитектура ИС вуза;
  • Наличие исполнительной документации в отношении ИС, действующих в вузе.

Доля обучающихся с цифровым профилем

Рис. 3. Доля обучающихся с цифровым профилем

«Инфраструктура» 

Описание текущего уровня цифрового развития и состояния серверного, коммутационного, мультимедийного и иного оборудования.

Доля учебных аудиторий, оснащенных цифровым оборудованием

Рис. 4. Доля учебных аудиторий, оснащенных цифровым оборудованием

«Управление данными»

В этом разделе нужно описать мероприятия, реализуемые в вузе, и меры, предпринятые для перехода к управлению учреждением, на основании данных.

Доступ к данным административно-управленческого персонала

Рис. 5. Доступ к данным административно-управленческого персонала

«Кадры»

В данном разделе необходимо оценить уровень цифровых компетенций обучающихся, преподавателей и административно-управленческого персонала. Указать перечень мероприятий по формированию цифровых компетенций, а также действия, направленные на обучение команды цифровой трансформации.

Доля преподавателей, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку

Рис. 6. Доля преподавателей, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку

Как учесть рекомендации раздела «Цифровые сервисы»

Данный раздел требует описать модель сервисов, основные направления по их созданию и развитию. Реализовать требования основных направлений можно с помощью программного продукта «1С:Университет ПРОФ».

3.4.1. Направление создания и развития сервисов «Обеспечение коммуникации и взаимодействия».

3.4.1.1. Указанное направление может состоять из сервисов, обеспечивающих взаимодействие между абитуриентами, обучающимися, ППС, АУП и другими заинтересованными лицами, например сайт ООВО, сервис видеоконференций и другие сервисы.

В «1С:Университет ПРОФ» реализованы функции работы с личным кабинетом абитуриента, позволяющим подать электронное заявление и следить за его статусом; интеграция с Суперсервисом «Поступление в вуз онлайн»; обмен данными с ФИС ГИА и приема. Также настроен личный кабинет обучающегося (студента), который позволяет получать актуальную информацию о расписании, успеваемости, учебных планах, приказах о движении, УМК, добавлять информацию в портфолио. Имеется личный кабинет преподавателя, позволяющий получать информацию о расписании, учебных планах УМК, портфолио студентов, добавлять данные в собственное портфолио.

3.4.2. Направление создания и развития сервисов «Система управления обучением». Может состоять из следующих разделов:

3.4.2.1. Раздел «Управление системой обучения» может включать сервисы:

  • обеспечивающие работу с шаблонами форм, содержащими образовательный контент;
  • по хранению и обработке информации; 
  • по обеспечению коммуникации между участниками курсов и сообществ;
  • по интеграции с рекрутинговыми сайтами (HH.ru, profi.ru и др).

В связке с «1С:Электронное обучение» можно организовать систему дистанционного обучения студентов. Тогда «1С:Университет ПРОФ» выступает как поставщик информации: списки групп, дисциплин, преподавателей, расписание занятий. 

3.4.2.2. Раздел «Формирование цифрового профиля обучающегося». В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие обучающемуся просматривать свою успеваемость (рейтинг), сервисы по постановке образовательных целей и осуществлению мониторинга их достижения, сервисы по оплате услуг ООВО и другие сервисы, позволяющие обучающемуся посмотреть свой цифровой след в ООВО. 

Личный кабинет студента в «1С:Университет ПРОФ» позволяет просматривать:

  • Расписание;
  • Собственную успеваемость;
  • Списки приказов, проведенных в отношении обучающегося;
  • Информацию о стипендиях;
  • Результаты освоения образовательной программы; 
  • и многое другое.

Функция «Учет платных услуг» содержит:

  • Установку цен за обучение на платной основе при проведении приемной кампании;
  • Планирование поступлений (график платежей) за предоставленные образовательные услуги;
  • Ведение реестра заключенных договоров;
  • Массовое формирование договоров об оказании образовательных услуг;
  • Возможность самостоятельной настройки состава реквизитов и макетов печатных форм договоров;
  • Формирование отчетности:
    • По должникам и оплатившим;
    • По плановым показателям поступлений.

Также эту информацию можно предоставить посредством рассылок или выгрузки готовых html-страниц по FTP.

3.4.2.3. Раздел «Подготовка к поступлению в ООВО». В указанный раздел могут быть включены сервисы, позволяющие абитуриенту ознакомиться с программами обучения, реализуемыми ООВО, посмотреть навигацию в инфраструктуре ООВО, поступить в ООВО, записаться на образовательные курсы.

Чаще всего такая информация размещается на сайтах образовательной организации. Но для удобства и автоматизации передачи такой информации в «1С:Университет ПРОФ» предусмотрен личный кабинет абитуриента, позволяющий зарегистрироваться на Портале вуза, подать электронное заявление и следить за его статусом. А также интеграция с Суперсервисом с функционалам «Поступление в вуз онлайн», где можно посмотреть конкурсные группы, льготы, рейтинговый список, весь перечень программ и выбрать направление обучения.

«1С:Электронное обучение» поможет при дистанционном прохождении вступительных испытаний в вузе. Система контроля активности учащихся при сдаче экзамена, зафиксирует нарушения процедуры тестирования и сообщит об этом преподавателям.

3.4.2.4. Раздел «HR-цикл». В указанный раздел могут быть включены сервисы:

  • позволяющие оформить практику обучающегося;
  • обеспечивающие коммуникацию между обучающимися и работодателями;
  • способствующие кадровому развитию.

В функции «Управление контингентом» реализованы:

  • Создание, редактирование и хранение портфолио обучающихся;
  • Управление практиками;
  • Управление трудоустройством выпускников, в том числе ведение банка вакансий и учет предпочтений выпускников.

Блок «Трудоустройство» в разделе «Управление студенческим составом» позволяет сформировать анкеты трудоустройства и вакансии; учесть вид экономической деятельности, готовность к переезду, ожидаемый уровень зарплаты, планы на будущее и трудовую квалификацию студента; подобрать подходящую вакансию для выпускника или работника для компании.

Также «1С:Электронное обучение» можно применять при проведении производственной практики. Если дать доступ к порталу руководителю практики со стороны контрагента, то у него будет возможность отразить результаты в программе, а вся информация потом автоматически попадет в вуз.

3.4.3. Направление создания и развития сервисов «Управление деятельностью ООВО».

3.4.3.1. Указанное направление может состоять из сервисов, позволяющих АУП осуществлять оперативное и стратегическое управление ООВО, например: инструменты бизнес-анализа (BI), сервисы по управлению административно-хозяйственной деятельностью, сервисы по управлению и контролю доступом и других сервисов.

Основная задача «1С:Университет ПРОФ» именно в этом и заключается. Комплексное решение позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава, деятельность учебно-методических отделов и деканатов, поддержка ГОС, ФГОС ВПО, ФГОС ВО и уровневой системы подготовки (бакалавр, специалист, магистр) на уровне учебных планов и документов государственного образца об окончании вуза, формирование отчетности, а также управление научной работой и инновациями, дополнительным и послевузовским образованием, аттестацией научных кадров, кампусом вуза, личные кабинеты (поступающий, студент, преподаватель).

Как учесть рекомендации раздела «Информационные системы»

В этом разделе потребуется отобразить целевую архитектуру ИС ООВО.

Решения, отраженные в архитектуре ИС, должны обеспечивать построение ИС, соответствующей следующим принципам:

  • открытость (кроссплатформенность) — возможность ИС допускать замену любого элемента системы без пересмотра системной архитектуры;
  • масштабируемость — возможность наращивать ресурсы ИС с пропорциональным повышением производительности таким образом, что при этом не возникает необходимости модернизации программного обеспечения ИС или проведения структурных изменений системы;
  • надежность — возможность ИС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения;
  • тестируемость — возможность установления факта правильного функционирования системы;
  • диагностируемость — возможность нахождения неисправной части системы;
  • простота обслуживания и эксплуатации — минимальные требования к квалификации и дополнительному обучению эксплуатационного персонала;
  • безопасность — соответствие ИС требованиям информационной безопасности, установленным в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
  • ремонтопригодность — возможность восстановления работоспособности ИС за минимальное время при экономически оправданной стоимости ремонта;
  • экономичность — экономическая эффективность ИС в процессе функционирования;
  • долговечность — максимальная длительность жизненного цикла системы без существенного устаревания решения за счет выбора перспективных промышленных стандартов.

Всем этим требованиям соответствует платформа «1С:Предприятие 8», на базе которой и разрабатываются прикладные решения «1С».

Чем еще полезны «1С:Университет ПРОФ» и «1С:Электронное обучение» как инструменты цифровой трансформации

Эти программные продукты выручают в разделе «Управления данными» ООВО и способствуют достижению цели Стратегии на период до 2030 года.

В части управления и руководства данными необходимо указать:

  • существующие практики сбора и использования данных в ООВО;
  • используемые инструменты аналитики и принятия решений, внедренные в деятельность ООВО;
  • информацию о потоках данных ООВО.

«1С:Электронное обучение» позволяет собирать статистику об учебной активности студентов, о том, как они справляются с заданиями, за какое время и с какими результатами. Эта информация поможет в дальнейшем корректировать нагрузку и состав учебных материалов.

В разделе «Управление данными» продукты «1С» отвечают за архитектуру, качество и анализ данных в ООВО.

Предметные области данных

Рис. 7. Предметные области данных

«1С:Электронное обучение» и «1С:Университет ПРОФ» в комплексе с другими программными продуктами на платформе «1С:Предприятие 8» решают все задачи работы с данными.

С одной стороны, необходимо обеспечить доступность данных пользователям, которым они нужны. С другой стороны, существует коммерческая, конфиденциальная и персональная информация, к которой доступ должен быть ограничен. Все эти задачи решаются на уровне платформы «1С:Предприятие 8». Для обеспечения повышенного уровня защищенности существует специальная версия платформы «Защищенный программный комплекс 1С:Предприятие 8.3z», сертифицированная ФСТЭК РФ. Эта версия может применяться в государственных информационных системах до 1 класса защищенности, а также в информационных системах до 1 уровня защищенности персональных данных включительно.

Суть цифровой трансформации образовательного учреждения не только в использовании информационных систем и сервисов, но и в развитии кадрового потенциала ООВО.

«1С:Электронное обучение» будет полезен для того, чтобы оценить и повысить цифровые компетенции обучающихся, преподавателей и административно-управленческого состава.

В разделе «Кадры» необходимо указать:

  • результаты проведенного исследования по оценке цифровых компетенций у обучающихся, ППС и АУП, например: уровень развития цифровых компетенций, выявленные дефициты, потребность в развитии конкретных компетенций (при наличии);
  • мероприятия (те, что были проведены, и какие результаты были достигнуты или не достигнуты), проводимые в ООВО, для повышения уровня цифровых компетенций у обучающихся, ППС и АУП;
  • доля ППС, разработавших верифицированный цифровой образовательный контент. В качестве верифицированного контента учитываются цифровые образовательные материалы, размещенные на внутренних или общедоступных образовательных платформах.

«1С:Электронное обучение» применяется для автоматизации внутреннего обучения и аттестации сотрудников и студентов. Программный продукт поможет выявить уровень цифровых компетенций и устранить дефициты. Сделать это можно с помощью мультимедийных интерактивных электронных учебных курсов и практико-ориентированных учебных и контрольных тестов. Также программа позволяет контролировать и анализировать результаты обучения и тестирования.

Основные выводы

  • «1С:Электронное обучение»  и «1С:Университет ПРОФ» могут являться основой для цифровой трансформации образовательной организации.
  • Функционал программных продуктов отвечает большинству требований и положений нормативных документов по цифровой трансформации.
  • Высокая степень готовности позволяет осуществить переход с минимальными затратами.

Дополнительную информацию можно получить в Центре компетенций по образованию «Русские Решения»:

Телефон: 8-800-551-00-24

E-mail: 1c@ruresh.ru


Поделиться статьей

Поделиться статьей

Авторы статьи

Владимиров А.В.
Владимиров А.В.
Директор ЦКО «Русские Решения»
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Руководит реализацией сложных трансформационных проектов для организаций высшего и среднего профессионального образования и клиентов из различных отраслей бизнеса. Имеет большой опыт в области автоматизации бизнес-процессов на базе управленческих программных продуктов линейки 1С:Предприятие 8.
Смирнова А.А.
Смирнова Анна
Специалист ЦКО "Русские Решения"
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru

Последние статьи

9 апреля 2020

Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С

«1С:Электронное обучение» позволяет автоматизировать дистанционное обучение в короткий срок, при этом любое количество студентов и преподавателей могут подключаться для работы с веб-кабинетом и прохождения, проверки курсов и тестов.

Читать полностью
3 августа 2020

Дистанционная подача заявлений абитуриентами через Личный кабинет ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»

В связи с эпидемиологической обстановкой образовательные учреждения столкнулись с необходимостью проведения приемной кампании 2020 года в дистанционном формате. Одним из эффективных решений для ГПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2» стал прием заявлений через Личный кабинет Абитуриента. Это и будет подробно рассмотрено в данной статье.

Читать полностью
24 апреля 2019

Опыт перехода на электронные журналы в БУ «Урайский политехнический колледж»

В статье рассматривается технология перехода на электронные журналы на базе «1С:Колледж ПРОФ» в Урайском политехническом колледже.

Читать полностью

Внедрение программы «1С:Колледж ПРОФ» в Санкт-Петербургском политехническом колледже городского хозяйства

В ходе доработки конфигурации «1С:Колледж ПРОФ» нами были разработаны 7 отчётов, 2 обработки, 5 печатных форм. В результате был доработан программный продукт «1С:Колледж ПРОФ», который полностью стал отвечать требованиям Технического задания и при этом мог оперативно обновляться. Автоматизировано 6 рабочих мест.

Читать полностью

Автоматизация приемной кампании в СПб ГБПОУ «Колледж Кулинарного Мастерства»

Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Кулинарного Мастерства» разработан и реализован проект внедрения приемной кампании на базе программного продукта «1С:Колледж» для 3 рабочих мест.

Читать полностью

Внедрение электронных журналов в БУ «Урайский политехнический колледж»

Для бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайский политехнический колледж» разработан и реализован проект внедрения электронных журналов на базе программного продукта «1С:Колледж ПРОФ» для 20 рабочих мест.

Читать полностью

Наши вебинары

27 Мая 2020

Вебинар "Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С"

22 Мая 2020

Вебинар "Опыт перехода на дистанционное обучение в Урайском политехническом колледже"

26 Мая 2020

Вебинар "Мониторинг Рособнадзора: автоматизация внесения сведений о приеме в ФИС ГИА и Приема"


ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»

Администрация и сотрудники ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» отмечают профессиональный подход специалистов ЦКО «Русские Решения» в вопросах консультирования сотрудников колледжа на протяжении всего проекта, выполнения необходимых доработок и настроек программного обеспечения.

Читать полностью

БУ «Урайский политехнический колледж»

Специалисты кампании «Русские Решения» проявили профессионализм и доказали свою компетентность при внедрении программных продуктов «1С:Электронное обучение». Программы полностью удовлетворили нашим требованиям и позволили создать единую систему дистанционного обучения для нашего колледжа.

Читать полностью

СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №1»

Наш колледж работает в программе 1С Колледж, и все данные необходимо было выгружать из нее. Для выполнения поставленной задачи времени было мало, и мы решили обратиться к компании «Русские Решения», с которой успешно сотрудничаем с 2015 г.

Читать полностью