Требования нормативных документов в расписании занятий в колледжах и техникумах

10 Апреля 2019

В процессе составления расписания занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования необходимо соблюдать требования нормативно-правовых, законодательных и иных актов в сфере образования.

Нормативно-правовые документы для процесса составления расписания делятся на две группы: документы федерального уровня и локальные нормативные акты. В таблице представлены основные нормативные документы федерального уровня и приведены примеры локальных нормативных актов.

Федеральный уровень

Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Трудовой кодекс РФ

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Приказ № 1601 от 22.12.2014

О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приказ № 536 от 11.05.2016

Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приказ № 464 от 14.06.2013

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

Локальные нормативные акты

Правила внутреннего распорядка

Расписание занятий и практик, продолжительность занятий, время начала и окончания занятий, деление на потоки и группы.

Положение о нормах времени для расчета объема нагрузки и планирования основных видов работы ППС

 

Рассмотрим основные федеральные законы более подробно. При начале процесса составления расписания надо понять, какие нормы часов преподавателей (педагогических работников) и обучающихся мы будем контролировать. В первую очередь, мы конечно же, обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ). В 333 статье ТК РФ сказано, что педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Затем, обращаемся к приказу Минобрнауки России № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». В нем более подробно рассмотрены каким сотрудникам образовательных организаций, и какая продолжительности рабочего времени им установлена. Так, например, в первой же статье приказ повторяет статью №333 ТК РФ. Но, далее, идет уточнение в зависимости от занимаемой должности кому устанавливается 36 часов в неделю. Например, помимо педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, такая норма часов устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, инструкторам по труду, методистам и старшим методистам организаций, руководителям физического воспитания организаций.

В приказе рассмотрены и другие варианты Норма часов, рассмотрим те, которые могут встретиться нам при составлении расписания. 24 часа в неделю заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

В год «Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования». При этом Норма часы устанавливаются в астрономических часах.

Также, надо учитывать, что верхний предел учебной нагрузки преподавателей СПО не должен превышать 1440 часов в учебном году, ставка заработной платы которых составляет 720 часов в год.

Таким образом, мы определили, что при составлении расписания занятий надо контролировать нагрузку преподавателей: 36 часов в неделю и 720 часов в год.

Теперь, надо разобраться, какую нагрузку контролировать при составлении расписания обучающихся.

Основным в этом вопросе является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Объем при этом обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю. Эти показатели мы и будем отслеживать при составлении расписания.

В 464 приказе также утверждены требования к образовательным программам среднего профессионального образования. Так, «образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями».

Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Численность обучающихся в учебной группе составляет 25 - 30 человек. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

При составлении учебного плана надо учитывать также и то, что «количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).»

В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» определены требования в нагрузке обучающихся, которые проходят обучения по этим двум формам обучения.

Образовательная организация должна разрабатывать учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения самостоятельно на основе:

  • ФГОС по программам среднего профессионального образования;
  • примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ), учебной и производственной практики.

Учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения определяет следующие характеристики образовательной программы среднего профессионального образования:
  • подлежащие освоению ОК и ПК;
  • объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
  • перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике;
  • сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
  • распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, ПМ (и их составляющим);
  • формы государственной итоговой аттестации (обязательные и предусмотренные образовательной организацией), объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации;
  • объем каникул по годам обучения.

При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет, как правило, не менее 160 часов.


При составлении расписания занятий необходимо учитывать

Нагрузка преподавателей

  • 36 часов в неделя
  • 720 часов в год
  • Верхний предел 1440 часов в год

Нагрузка обучающихся (все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки)

54 часов в неделю

Нагрузка обучающихся (обязательных аудиторных занятий и практики)

36 часов в неделю

Образовательная программа включает:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • оценочные и методические материалы;
  • иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

 

Учебный план образовательной программы определяет:

перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации

количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации

Не более 8 экзаменов

Количество зачетов

Не более 10 зачетов

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по очно-заочной форме

16 часов в неделю

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по заочной форме программы СПО

не менее 160 часов

 

поделиться статьей

Авторы статьи

Кузьменкова Е.Ю.
Кузьменкова Елена
Специалист по 1С
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Специализируется на проектах по внедрению программных продуктов для школ, колледжей, техникумов и ВУЗов:
  • 1С:Университет 
  • 1С:Колледж 
  • 1С:Общеобразовательное учреждение
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Университет
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Колледж
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Школа

Последние статьи

25 февраля 2020

Ответственность СПО за несоблюдение требований по вводу данных в систему ФИС ГИА и Приема

Постановление правительства № 755 от 31.08.2013 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся …» обязует СПО вносить данные об абитуриентах в систему ФИС ГИА и Приема.

Читать полностью
9 апреля 2020

Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С

«1С:Электронное обучение» позволяет автоматизировать дистанционное обучение в короткий срок, при этом любое количество студентов и преподавателей могут подключаться для работы с веб-кабинетом и прохождения, проверки курсов и тестов.

Читать полностью
17 июня 2019

Подготовка и печать дипломов в «1С:Колледж ПРОФ»

В руководстве рассмотрены подготовка и печать дипломов в «1С:Колледж ПРОФ».

Читать полностью

Внедрение программы "1С:Колледж ПРОФ" в Санкт-Петербургском политехническом колледже городского хозяйства"

В ходе доработки конфигурации «1С:Колледж ПРОФ» нами были разработаны 7 отчётов, 2 обработки, 5 печатных форм. В результате был доработан программный продукт «1С:Колледж ПРОФ» , который полностью стал отвечать требованиям Технического задания и при этом мог оперативно обновляться. Автоматизировано 6 рабочих мест.

Читать полностью

Автоматизация приемной кампании в СПб ГБПОУ «Колледж Кулинарного Мастерства»

Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Кулинарного Мастерства» разработан и реализован проект внедрения приемной кампании на базе программного продукта «1С:Колледж» для 3 рабочих мест.

Читать полностью

АУ "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж"

Для автономного учреждения профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» разработан и реализован проект внедрения программного продукта «1С:Колледж ПРОФ» на 20 рабочих мест.

Читать полностью

Наши вебинары

27 Марта 2020

Вебинар Работа с ФИС ГИА и приема на примере Санкт-Петербургского Петровского колледжа

29 Мая 2019

Вебинар Порядок заполнения документов об образовании в учреждениях СПО в 2020 году

03 Октября 2017

Вебинар Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С


СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №1"

Наш колледж работает в программе 1С:Колледж, и все данные необходимо было выгружать из нее. Для выполнения поставленной задачи времени было мало, и мы решили обратиться к компании «Русские Решения», с которой успешно сотрудничаем с 2015 г.

Читать полностью

БУ "Урайский политехнический колледж"

БУ «Урайский политехнический колледж» сотрудничает с Центром компетенции по образованию «Русские Решения» с 2015 года. Изначально был закуплен и внедрен программный продукт «1С:Колледж ПРОФ» подсистемы «Приемная кампания» и «Отделения».

Читать полностью

СПб ГБОУ СПО "Политехнический колледж городского хозяйства"

Сотрудники компании «Русские Решения» оперативно реагировали на наши срочные вопросы. Консультировали нас по телефону или приезжали к нам, когда это было нужно. Также помогали нашему системному администратору разобраться с программой 1С:Колледж.

Читать полностью