Автоматизация фронтально-циклового расписания в Тверском ГМУ Минздрава России

20 Декабря 2017

Проблема автоматизации составления фронтально-циклового расписания волнует все медицинские вузы России. В 2017 году при поддержке Фонда содействия инновациям (www.fasie.ru) успешно реализован проект автоматизации фронтально-циклового расписания в ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России (ТвГМУ).

Поставленные задачи, которые необходимо было решить в ходе разработки программы автоматизированного составления расписания:

  • облегчить труд методистов-составителей расписания;
  • автоматически следить за выполнением запланированной нагрузки;
  • полностью исключить коллизии в составленном расписании; 
  • реализовать бронирование аудиторного фонда для лекций и мероприятий;
  • заложить фундамент для последующей реализации отображения персонализированного расписания в личном кабинете студента.

Ключевые параметры ТвГМУ, влияющие на сложность и длительность проекта автоматизации составления расписания:

  • 3 методиста-составителя расписания;
  • 430 преподавателей;
  • 63 кафедры;
  • 5 факультетов;
  • 151 дисциплина;
  • 299 групп;
  • 2 корпуса и 20 клинических баз;
  • 2 компьютерных класса на 48 и 25 мест.

В рамках первого этапа работ специалисты фирмы «Русские Решения» провели информационное обследование бизнес-процесса составления расписания в ТвГМУ: проведены личные и телефонные интервью ключевых участников бизнес-процесса, собран альбом печатных и отчётных форм, согласованы этапы и график последующих работ.

Основная специфика фронтально-циклового расписания ТвГМУ, выявленная в ходе обследования:

  • разная продолжительность пар и перерывов;
  • деление групп на подгруппы, а подгрупп на смены (бригады) по разным критериям;
  • наличие большого количества клинических баз в разных районах Тверской области;
  • зависимость места проведения занятия от его темы;
  • цикловые теоретические и практические занятия: двухнедельный цикл - 1-ые и 2-ые недели, трёхнедельный цикл - красные, синие и зелёные недели (рис. 1). 

Расписание циклов на сайте ТвГМУ

Рис. 1. Расписание циклов на сайте ТвГМУ [1]

В качестве базовой программы для последующей адаптации под специфику фронтально-циклового расписания был выбран программный продукт «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» (1С:АСР). Выбор в пользу 1С:АСР был сделан, так как он разработан на популярной отечественной платформе «1С:Предприятие 8», имеет открытый программный код и включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [2].

Интересной особенностью начала проекта стал значительный скепсис методистов-составителей по поводу реальности автоматизация фронтально-циклового расписания. В связи с этим была реализована тактика автоматизации «от простого к сложному», чтобы за короткий срок достичь ощутимых положительных результатов, получить необходимый кредит доверия и поддержку ключевых пользователей. Для решения этой задачи было успешно автоматизировано составление расписаний сессий.

Далее было автоматизировано составление расписаний лекций и управление аудиторным фондом. После разработки необходимого функционала в 1С:АСР занесли все аудитории и компьютерные классы. Созданы виртуальные помещения, которые используется для одной кафедры, для одного типа лекций, чтобы помещение не выводилось в общий список на шахматке (Рис. 2), ему ставят флажок «Виртуальное».

составление расписания лекций

Рис. 2. Интерфейс программы для составления расписания лекций

Для максимально удобной работы пользователей в программе реализовано цветовое выделение ячеек, строк, кнопок. Например, голубым цветом подсвечиваются строки с полностью расставленными дисциплинами, розовый цвет ячеек шахматки сигнализирует пользователю о запрете на расстановку занятий в этот день. Само собой, был реализован контроль пересечений - нельзя поставить занятие в ячейку, если в это же время и в этом же помещение уже есть мероприятие (занятие). Также разработаны все необходимые печатные формы с возможностью сохранения в формате Excel.

В рамках заключительного этапа была выполнена автоматизация расписания цикловых практических занятий. В 1С:АСР был создан интерфейс «Составление расписания практических занятий» (Рис. 3), в который автоматически подтягиваются ранее расставленные лекционные занятия.
Также в этом же интерфейсе у пользователя есть возможность видеть занятость кафедр. Доступна расстановка практических занятий без указания преподавателей или аудиторий кафедры. 

В шахматке реализована возможность объединять группы в потоки, разъединять потоки на группы, объединять ячейки по времени, по номерам недели. Программа позволяет распределять практические занятия равномерно на семестр. Есть возможность масштабирования шахматки (кнопками Ctrl+ или Ctrl-), выводить её на печать и сохранять в формате Excel. Дополнительно разработана печатная форма «Расписание занятий на кафедре».

Интерфейс программы для расстановки цикловых практических занятий

Рис. 3. Интерфейс программы для расстановки цикловых практических занятий

Таким образом, по результатам проекта методисты-составители расписания получили огромное облегчение от автоматизации своего труда, избавились от накладок в расписании и усилили контроль за выполнением плановой нагрузки преподавателей.

Обозримые перспективы развития автоматизированного расписания в ТвГМУ:

  • реализовать автоматическую публикацию расписания на сайте, в инфо-киоске и личном кабинете студента;
  • интегрировать 1С:АСР в 1С:Университет ПРОФ;
  • разработать мобильное приложение с push-уведомлениями об изменениях в расписании;
  • автоматизировать составление расписаний на кафедрах (расстановка и замены преподавателей и кабинетов).
Приглашаем профильные учебные заведения принять участие в бесплатной апробации программного продукта «Автоматизированное составление расписания в медицинских и фармацевтических образовательных организациях». Заявку направлять на электронную почту: 1c@ruresh.ru.
Литература:

1. Ссылка на сайт ТвГМУ https://tvgmu.ru/rasp/?param=21:5:501&C=RASP

2. Ссылка на сайт Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/87396/


Задать вопросы по статье Вы можете, отправив нам

поделиться статьей

Авторы статьи

Владимиров А.В.
Владимиров А.В.
Директор фирмы "Русские Решения"
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Руководит реализацией сложных трансформационных проектов для организаций высшего и среднего профессионального образования и клиентов из различных отраслей бизнеса. Имеет большой опыт в области автоматизации бизнес-процессов на базе управленческих программных продуктов линейки 1С:Предприятие 8.

Последние статьи

9 апреля 2020

Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С

«1С:Электронное обучение» позволяет автоматизировать дистанционное обучение в короткий срок, при этом любое количество студентов и преподавателей могут подключаться для работы с веб-кабинетом и прохождения, проверки курсов и тестов.

Читать полностью
3 августа 2020

Дистанционная подача заявлений абитуриентами через Личный кабинет ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»

В связи с эпидемиологической обстановкой образовательные учреждения столкнулись с необходимостью проведения приемной кампании 2020 года в дистанционном формате. Одним из эффективных решений для ГПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2» стал прием заявлений через Личный кабинет Абитуриента. Это и будет подробно рассмотрено в данной статье.

Читать полностью
24 апреля 2019

Опыт перехода на электронные журналы в БУ «Урайский политехнический колледж»

В статье рассматривается технология перехода на электронные журналы на базе «1С:Колледж ПРОФ» в Урайском политехническом колледже.

Читать полностью

Внедрение программы «1С:Колледж ПРОФ» в Санкт-Петербургском политехническом колледже городского хозяйства

В ходе доработки конфигурации «1С:Колледж ПРОФ» нами были разработаны 7 отчётов, 2 обработки, 5 печатных форм. В результате был доработан программный продукт «1С:Колледж ПРОФ», который полностью стал отвечать требованиям Технического задания и при этом мог оперативно обновляться. Автоматизировано 6 рабочих мест.

Читать полностью

Автоматизация приемной кампании в СПб ГБПОУ «Колледж Кулинарного Мастерства»

Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Кулинарного Мастерства» разработан и реализован проект внедрения приемной кампании на базе программного продукта «1С:Колледж» для 3 рабочих мест.

Читать полностью

Внедрение электронных журналов в БУ «Урайский политехнический колледж»

Для бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайский политехнический колледж» разработан и реализован проект внедрения электронных журналов на базе программного продукта «1С:Колледж ПРОФ» для 20 рабочих мест.

Читать полностью

Наши вебинары

27 Мая 2020

Вебинар "Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С"

22 Мая 2020

Вебинар "Опыт перехода на дистанционное обучение в Урайском политехническом колледже"

26 Мая 2020

Вебинар "Мониторинг Рособнадзора: автоматизация внесения сведений о приеме в ФИС ГИА и Приема"


ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»

Администрация и сотрудники ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» отмечают профессиональный подход специалистов ЦКО «Русские Решения» в вопросах консультирования сотрудников колледжа на протяжении всего проекта, выполнения необходимых доработок и настроек программного обеспечения.

Читать полностью

БУ «Урайский политехнический колледж»

Специалисты кампании «Русские Решения» проявили профессионализм и доказали свою компетентность при внедрении программных продуктов «1С:Электронное обучение». Программы полностью удовлетворили нашим требованиям и позволили создать единую систему дистанционного обучения для нашего колледжа.

Читать полностью

СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №1»

Наш колледж работает в программе 1С Колледж, и все данные необходимо было выгружать из нее. Для выполнения поставленной задачи времени было мало, и мы решили обратиться к компании «Русские Решения», с которой успешно сотрудничаем с 2015 г.

Читать полностью