Автоматизация фронтально-циклового расписания в Тверском ГМУ Минздрава России

20 Декабря 2017

Проблема автоматизации составления фронтально-циклового расписания волнует все медицинские вузы России. В 2017 году при поддержке Фонда содействия инновациям (www.fasie.ru) успешно реализован проект автоматизации фронтально-циклового расписания в ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России (ТвГМУ).

Поставленные задачи, которые необходимо было решить в ходе разработки программы автоматизированного составления расписания:

  • облегчить труд методистов-составителей расписания;
  • автоматически следить за выполнением запланированной нагрузки;
  • полностью исключить коллизии в составленном расписании; 
  • реализовать бронирование аудиторного фонда для лекций и мероприятий;
  • заложить фундамент для последующей реализации отображения персонализированного расписания в личном кабинете студента.

Ключевые параметры ТвГМУ, влияющие на сложность и длительность проекта автоматизации составления расписания:

  • 3 методиста-составителя расписания;
  • 430 преподавателей;
  • 63 кафедры;
  • 5 факультетов;
  • 151 дисциплина;
  • 299 групп;
  • 2 корпуса и 20 клинических баз;
  • 2 компьютерных класса на 48 и 25 мест.

В рамках первого этапа работ специалисты фирмы «Русские Решения» провели информационное обследование бизнес-процесса составления расписания в ТвГМУ: проведены личные и телефонные интервью ключевых участников бизнес-процесса, собран альбом печатных и отчётных форм, согласованы этапы и график последующих работ.

Основная специфика фронтально-циклового расписания ТвГМУ, выявленная в ходе обследования:

  • разная продолжительность пар и перерывов;
  • деление групп на подгруппы, а подгрупп на смены (бригады) по разным критериям;
  • наличие большого количества клинических баз в разных районах Тверской области;
  • зависимость места проведения занятия от его темы;
  • цикловые теоретические и практические занятия: двухнедельный цикл - 1-ые и 2-ые недели, трёхнедельный цикл - красные, синие и зелёные недели (рис. 1). 

Расписание циклов на сайте ТвГМУ

Рис. 1. Расписание циклов на сайте ТвГМУ [1]

В качестве базовой программы для последующей адаптации под специфику фронтально-циклового расписания был выбран программный продукт «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» (1С:АСР). Выбор в пользу 1С:АСР был сделан, так как он разработан на популярной отечественной платформе «1С:Предприятие 8», имеет открытый программный код и включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [2].

Интересной особенностью начала проекта стал значительный скепсис методистов-составителей по поводу реальности автоматизация фронтально-циклового расписания. В связи с этим была реализована тактика автоматизации «от простого к сложному», чтобы за короткий срок достичь ощутимых положительных результатов, получить необходимый кредит доверия и поддержку ключевых пользователей. Для решения этой задачи было успешно автоматизировано составление расписаний сессий.

Далее было автоматизировано составление расписаний лекций и управление аудиторным фондом. После разработки необходимого функционала в 1С:АСР занесли все аудитории и компьютерные классы. Созданы виртуальные помещения, которые используется для одной кафедры, для одного типа лекций, чтобы помещение не выводилось в общий список на шахматке (Рис. 2), ему ставят флажок «Виртуальное».

составление расписания лекций

Рис. 2. Интерфейс программы для составления расписания лекций

Для максимально удобной работы пользователей в программе реализовано цветовое выделение ячеек, строк, кнопок. Например, голубым цветом подсвечиваются строки с полностью расставленными дисциплинами, розовый цвет ячеек шахматки сигнализирует пользователю о запрете на расстановку занятий в этот день. Само собой, был реализован контроль пересечений - нельзя поставить занятие в ячейку, если в это же время и в этом же помещение уже есть мероприятие (занятие). Также разработаны все необходимые печатные формы с возможностью сохранения в формате Excel.

В рамках заключительного этапа была выполнена автоматизация расписания цикловых практических занятий. В 1С:АСР был создан интерфейс «Составление расписания практических занятий» (Рис. 3), в который автоматически подтягиваются ранее расставленные лекционные занятия.
Также в этом же интерфейсе у пользователя есть возможность видеть занятость кафедр. Доступна расстановка практических занятий без указания преподавателей или аудиторий кафедры. 

В шахматке реализована возможность объединять группы в потоки, разъединять потоки на группы, объединять ячейки по времени, по номерам недели. Программа позволяет распределять практические занятия равномерно на семестр. Есть возможность масштабирования шахматки (кнопками Ctrl+ или Ctrl-), выводить её на печать и сохранять в формате Excel. Дополнительно разработана печатная форма «Расписание занятий на кафедре».

Интерфейс программы для расстановки цикловых практических занятий

Рис. 3. Интерфейс программы для расстановки цикловых практических занятий

Таким образом, по результатам проекта методисты-составители расписания получили огромное облегчение от автоматизации своего труда, избавились от накладок в расписании и усилили контроль за выполнением плановой нагрузки преподавателей.

Обозримые перспективы развития автоматизированного расписания в ТвГМУ:

  • реализовать автоматическую публикацию расписания на сайте, в инфо-киоске и личном кабинете студента;
  • интегрировать 1С:АСР в 1С:Университет ПРОФ;
  • разработать мобильное приложение с push-уведомлениями об изменениях в расписании;
  • автоматизировать составление расписаний на кафедрах (расстановка и замены преподавателей и кабинетов).
Приглашаем профильные учебные заведения принять участие в бесплатной апробации программного продукта «Автоматизированное составление расписания в медицинских и фармацевтических образовательных организациях». Заявку направлять на электронную почту: 1c@ruresh.ru.
Литература:

1. Ссылка на сайт ТвГМУ https://tvgmu.ru/rasp/?param=21:5:501&C=RASP

2. Ссылка на сайт Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/87396/


Задать вопросы по статье Вы можете, отправив нам

поделиться статьей

Авторы статьи

Владимиров А.В.
Владимиров А.В.
Директор фирмы "Русские Решения"
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Руководит реализацией сложных трансформационных проектов для организаций высшего и среднего профессионального образования и клиентов из различных отраслей бизнеса. Имеет большой опыт в области автоматизации бизнес-процессов на базе управленческих программных продуктов линейки 1С:Предприятие 8.

Последние статьи

25 февраля 2020

Ответственность СПО за несоблюдение требований по вводу данных в систему ФИС ГИА и Приема

Постановление правительства № 755 от 31.08.2013 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся …» обязует СПО вносить данные об абитуриентах в систему ФИС ГИА и Приема.

Читать полностью
28 мая 2019

Выгрузка данных из «1С:Колледж» и «1С:Колледж ПРОФ» в ФИС ГИА и Приема

В руководстве рассмотрена выгрузка данных из программ «1С:Колледж» в ФИС ГИА и Приема.

Читать полностью
16 августа 2017

Инструкция по формированию файла с информацией о дипломах для передачи в ФРДО из "1С:Колледж"

Файл с информацией о выданных дипломах для передачи в ФРДО можно подготовить с помощью внешней обработки.

Читать полностью

Автоматизация приемной кампании в СПб ГБПОУ «Колледж Кулинарного Мастерства»

Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Кулинарного Мастерства» разработан и реализован проект внедрения приемной кампании на базе программного продукта «1С:Колледж» для 3 рабочих мест.

Читать полностью

Сложный переход на «1С:Колледж ПРОФ» в Петрозаводском базовом медицинском колледже

Для государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Петрозаводский базовый медицинский колледж» разработан и реализован проект перехода с программного продукта «1С:Колледж» на «1С:Колледж ПРОФ» для 10 рабочих мест.

Читать полностью

Выгрузка данных в АИС «Контингент» из «1С:Колледж» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном колледже

Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж» разработан и реализован проект по выгрузке данных в АИС «Контингент» из «1С:Колледж» для 9 рабочих мест.

Читать полностью

Наши вебинары

10 Декабря 2019

Вебинар Работа с ФИС ГИА и приема на примере Санкт-Петербургского Петровского колледжа

23 Октября 2019

Вебинар Опыт автоматизации расписания занятий в Кыргызской государственной медицинской академии

08 Октября 2019

Контроль хода приёма граждан 2018 года в СПО Опыт выгрузки данных в ФИС ГИА Петровского колледжа


СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №1"

Наш колледж работает в программе 1С:Колледж, и все данные необходимо было выгружать из нее. Для выполнения поставленной задачи времени было мало, и мы решили обратиться к компании «Русские Решения», с которой успешно сотрудничаем с 2015 г.

Читать полностью

БУ "Урайский политехнический колледж"

БУ «Урайский политехнический колледж» сотрудничает с Центром компетенции по образованию «Русские Решения» с 2015 года. Изначально был закуплен и внедрен программный продукт «1С:Колледж ПРОФ» подсистемы «Приемная кампания» и «Отделения».

Читать полностью

СПб ГБОУ СПО "Политехнический колледж городского хозяйства"

Сотрудники компании «Русские Решения» оперативно реагировали на наши срочные вопросы. Консультировали нас по телефону или приезжали к нам, когда это было нужно. Также помогали нашему системному администратору разобраться с программой 1С:Колледж.

Читать полностью