Требования нормативных документов при формирования нагрузки в СПО

2 Августа 2021

При составлении расписания в колледжах и техникумах необходимо учитывать требования Трудового кодекса, федеральных законов и приказы Министерства образования и науки. В 2016-2021 г. были внесены правки и дополнения в документы федерального уровня. Что изменилось и на какие моменты стоит обратить внимание при распределении нагрузки, разбираемся в статье.

Федеральные нормативные акты

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» статья 47

В Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 26.07.2019 в пункты 5, 6 и 7 статьи 47 было внесено несколько правок.

Согласно пункту 5 статьи 47 федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени. 

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Пункт 6 этой же статьи (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года) регламентирует, что следует включать в рабочий день преподавателя: 

  • учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;

  • индивидуальную работу с обучающимися;

  • научную, творческую и исследовательскую работу педагогического работника;

  • методическую, подготовительную работу;

  • организационную работу;

  • диагностическую и работу по ведению мониторинга. 

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации.

Пункт 7 (часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года) регулирование рабочего времени и времени отдыха педагогических работников возлагает на локальные нормативные акты организации.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

В 333 статье ТК РФ сказано, что педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения определяются федеральным органом исполнительной власти. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда (часть третья в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 292-ФЗ).

С 01 января 2021 года наряду с постоянной дистанционной работой появилось два вида временной:

  • Непрерывная «удаленка» сроком не более полугода;

  • Чередование работы дистанционно и в организации.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Приказ №536 признал утратившим силу предыдущий Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Также Приказом №536 внесены изменения особенностей рабочего времени педагогических и иных работников. Мы изучили оба документа и сравнили общее содержание некоторых пунктов.

Что же изменилось?

Регулируемый вопрос

Порядок регулирования

Приказ №69

Порядок регулирования

Приказ №536

«Свободные дни» и периоды времени

Пункт 2.4.

Дни недели, когда образовательное учреждение осуществляет свою деятельность, а педагогический работник свободен от проведения занятий предлагалось использовать для самообразования, повышения квалификации или подготовки к занятиям

Пункт 2.4.

В те дни, когда образовательное учреждение осуществляет свою деятельность, а педагогический работник свободен от проведения занятий, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписания рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям
Разделение рабочего дня на части. «Окна» в расписании

Пункт 3.2.

Образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогов при составлении расписаний учебных занятий.

Пункт 3.1

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Приказ Минобрнауки России № 464 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями на 28 августа 2020 года)

В редакции, введенной в действие с 22 сентября 2020 года приказом Минпросвещения России от 28 августа 2020 года № 441, появились правки, касающиеся дистанционного, электронного обучения и сроков реализации учебной программы.

Согласно приказу № 464 Минобрнауки России, для всех видов учебных занятий академический час равен 45 минутам. Объем лекций, семинаров и практик не может превышать 36 академических часов неделю.

При осуществлении образовательных программ среднего профессионального образования могут быть использованы различные образовательные технологии, дистанционное и электронное обучение в том числе.

Образовательная организация самостоятельно определяет период освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и практики на протяжении срока реализации соответствующей образовательной программы.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

Этот нормативный документ не редактировался с 2015 года, но о нем тоже нужно помнить, распределяя нагрузку преподавателей.

При формировании нагрузки важно учитывать нормы, касающиеся обучающихся:

  • независимо от формы получения образования максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 академических часа в неделю. Включаются все виды аудиторных и внеаудиторных занятий;

  • для обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 16 академических часов в неделю;

  • для студентов, получающих среднее профессиональное образование в заочной форме, объем аудиторной нагрузки составляет не менее 160 часов;

  • в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной и заочной формах обучения не входят учебная и производственная практика.

Распределить нагрузку и учесть возможности коллег — дело непростое. Подытожим нормы, регламентированные законодательством в области образования, которые нужно учитывать при составлении расписания.

Нагрузка преподавателей
  • 36 часов в неделю

  • 720 часов в год

  • Верхний предел 1440 часов в год

Нагрузка обучающихся (все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки) 54 часов в неделю
Нагрузка обучающихся (обязательных аудиторных занятий и практики) 36 часов в неделю
Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации Не более 8 экзаменов
Количество зачетов Не более 10 зачетов
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по очно-заочной форме 16 часов в неделю
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по заочной форме программы СПО Не менее 160 часов
Составить расписание, соответствующее ФГОС, где минимизируется количество «окон» или число используемых учебных аудиторий можно с помощью 1С:Автоматизированное составление расписания. Данная конфигурация разработана в сотрудничестве с лабораторией №68 «Теории расписаний и дискретной оптимизации» Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.

Если у вас остались вопросы и нужна консультация, мы обязательно поможем!

Телефон: 8-800-551-00-24

E-mail: 1c@ruresh.ru



Поделиться статьей

Поделиться статьей

Авторы статьи

Смирнова А.А.
Смирнова Анна
Специалист ЦКО "Русские Решения"
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru

Последние статьи

9 апреля 2020

Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С

«1С:Электронное обучение» позволяет автоматизировать дистанционное обучение в короткий срок, при этом любое количество студентов и преподавателей могут подключаться для работы с веб-кабинетом и прохождения, проверки курсов и тестов.

Читать полностью
3 августа 2020

Дистанционная подача заявлений абитуриентами через Личный кабинет ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»

В связи с эпидемиологической обстановкой образовательные учреждения столкнулись с необходимостью проведения приемной кампании 2020 года в дистанционном формате. Одним из эффективных решений для ГПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2» стал прием заявлений через Личный кабинет Абитуриента. Это и будет подробно рассмотрено в данной статье.

Читать полностью
24 апреля 2019

Опыт перехода на электронные журналы в БУ «Урайский политехнический колледж»

В статье рассматривается технология перехода на электронные журналы на базе «1С:Колледж ПРОФ» в Урайском политехническом колледже.

Читать полностью

Внедрение программы «1С:Колледж ПРОФ» в Санкт-Петербургском политехническом колледже городского хозяйства

В ходе доработки конфигурации «1С:Колледж ПРОФ» нами были разработаны 7 отчётов, 2 обработки, 5 печатных форм. В результате был доработан программный продукт «1С:Колледж ПРОФ», который полностью стал отвечать требованиям Технического задания и при этом мог оперативно обновляться. Автоматизировано 6 рабочих мест.

Читать полностью

Автоматизация приемной кампании в СПб ГБПОУ «Колледж Кулинарного Мастерства»

Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Кулинарного Мастерства» разработан и реализован проект внедрения приемной кампании на базе программного продукта «1С:Колледж» для 3 рабочих мест.

Читать полностью

Внедрение электронных журналов в БУ «Урайский политехнический колледж»

Для бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайский политехнический колледж» разработан и реализован проект внедрения электронных журналов на базе программного продукта «1С:Колледж ПРОФ» для 20 рабочих мест.

Читать полностью

Наши вебинары

27 Мая 2020

Вебинар "Как перевести колледж на дистанционное обучение с помощью программ 1С"

22 Мая 2020

Вебинар "Опыт перехода на дистанционное обучение в Урайском политехническом колледже"

26 Мая 2020

Вебинар "Мониторинг Рособнадзора: автоматизация внесения сведений о приеме в ФИС ГИА и Приема"


ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»

Администрация и сотрудники ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» отмечают профессиональный подход специалистов ЦКО «Русские Решения» в вопросах консультирования сотрудников колледжа на протяжении всего проекта, выполнения необходимых доработок и настроек программного обеспечения.

Читать полностью

БУ «Урайский политехнический колледж»

Специалисты кампании «Русские Решения» проявили профессионализм и доказали свою компетентность при внедрении программных продуктов «1С:Электронное обучение». Программы полностью удовлетворили нашим требованиям и позволили создать единую систему дистанционного обучения для нашего колледжа.

Читать полностью

СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №1»

Наш колледж работает в программе 1С Колледж, и все данные необходимо было выгружать из нее. Для выполнения поставленной задачи времени было мало, и мы решили обратиться к компании «Русские Решения», с которой успешно сотрудничаем с 2015 г.

Читать полностью