Top.Mail.Ru

Система 1С:Колледж как инструмент для реализации федерального проекта "Профессионалитет" в СПО

Количество просмотров: 79
Время прочтения : 29 минут

Содержание


Цели и задачи федерального проекта "Профессионалитет".

"Профессионалитет" - это федеральный проект, цели которого преодолеть дефицит рабочих кадров и повысить уровень качества профессионального образования. Данные цели достигаются за счет реформирования системы СПО и внедрения новых подходов. Основная задача проекта - подготовить специалистов в сокращенные сроки.

В системе образования "Профессионалитет" студенты уже с начала обучения получают практические навыки. Все программы обучения ориентированы на потребности конкретных предприятий. При поступлении в колледж выпускники 9-11 классов получают карьерные карты (рис. 2) и заранее знают своего будущего работодателя.

В 2024 году организации СПО страны выпустили первых специалистов, обученных по системе образования "Профессионалитет". Дипломы о среднем профессиональном образовании получили 138 тысяч молодых специалистов-участников федеральной программы. Они вышли из 925 колледжей в 68 регионах России [1].

Данный федеральный проект утвержден в 2022 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 387 "О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет". В правительстве проект считается приоритетным в сфере образования, и ожидается, что к 2030 году он охватит 100% профессиональных образовательных организаций, партнёрами проекта станут не менее 4 тысяч предприятий [2].

Изначально "Профессионалитет" в СПО распространялся на восемь отраслей промышленности. К 2023 году его деятельность охватывала уже 24 ведущие отрасли экономики (рис.1):


24 отрасли проекта Профессионалитет в СПО

Рис. 1. 24 отрасли проекта "Профессионалитет" в СПО. Источник: япроф.рф


Принять участие в проекте может любой колледж страны из 24 отраслей экономики. Вокруг одного опорного колледжа создается промышленно-образовательный центр (кластер) по инициативе территориального высшего исполнительного органа субъекта РФ (Правительства региона) или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации СПО.

Минпросвещения России проводит конкурс среди участников. Победителям оказывается государственная поддержка в виде гранта в форме субсидий из федерального бюджета в размере 100 миллионов рублей на кластер реального сектора экономики и до 70 миллионов рублей на кластер непроизводственной сферы экономики [2].


Карьерная карта выпускника Петровского колледжа

Рис. 2. "Карьерная карта выпускника Петровского колледжа". Источник: Официальное сообщество колледжа: https://vk.com/petrocollege_spb


Для реализации программы "Профессионалитет" участники проекта объединяются в промышленно-образовательный центр (кластер). Он представляет собой сообщество (сеть) образовательных организаций и индустриальных партнеров-заказчиков на подготовку кадров. В кластере есть опорный колледж (колледж-ядро), который несет основную методическую и организационную нагрузку. Помимо опорного колледжа в сеть входят образовательные площадки других колледжей и техникумов (сетевые колледжи), которых с опорным колледжем объединяют образовательные программы. Также колледжи сети могут совместно использовать материально-техническую базу для обучения студентов и преподавателей.

Опорный работодатель в кластере — это основной заказчик на подготовку кадров. К нему в первую очередь поступают на работу выпускники колледжа, обученные по программе "Профессионалитета".

В кластере участвуют и другие работодатели, которые тоже заинтересованы в партнерстве с образовательными организациями и готовы трудоустроить студентов и выпускников к себе на предприятие в ходе обучения или после выпуска из колледжа или техникума.

Каждый промышленно-образовательный центр курирует законодательный блок в лице Министерства Просвещения России, которое выполняет стратегическое управление, предоставляет грантовую поддержку и является федеральным оператором проекта. Региональные органы исполнительной власти отвечают за тактическое и оперативное управление кластером.


Регионально-отраслевая модель управления кластерами

Рис. 3. Регионально-отраслевая модель управления кластерами [2]


Федеральные операторы, входящие в блок стратегического управления проектом, обеспечивают реализацию паспорта федерального проекта, способствуют внедрению инструментария "Профессионалитета" в СПО в деятельность системы. Основными федеральными операторами являются ИРПО, ВДЦ "СМЕНА", АНО "Россия – страна возможностей".

ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (ИРПО) организует повышение квалификации педагогов: методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, сотрудников предприятий, победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства.

Всероссийский детский центр "СМЕНА" организует обучение для директоров и заместителей директоров, кураторов и сотрудников воспитательных служб по воспитательной работе.

АНО "Россия – страна возможностей" занимается обучением региональных управленческих команд: представителей региональных органов исполнительной власти, руководящего состава колледжа, представителя работодателей.

Отраслевая ассоциация кластеров - сообщество, где устанавливают и укрепляют партнерские отношения в рамках одной отрасли, обсуждают вопросы и предложения по подготовке кадров, изменению нормативной документации, а также обмениваются мнениями и опытом в интересах реализации проекта "Профессионалитет".

К примеру, к отраслевой ассоциации кластеров относится "Центр опережающей профессиональной подготовки", в который входит несколько десятков педагогических колледжей. В 2024 году насчитывалось восемь подобных отраслевых ассоциаций кластеров. В будущем правительство планирует создать данные объединения колледжей и работодателей для всех 24 отраслей промышленности проекта.

Региональный наблюдательный совет формируется из представителей государственной власти субъекта РФ, организаций реального сектора экономики, социальной сферы и сферы услуг и иных заинтересованных органов и организаций, чтобы координировать деятельность кластеров на региональном уровне.

Организационно-техническое сопровождение деятельности совета выполняет орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования. Например, Министерства по образованию в регионе, региональные Комитеты по образованию, Департаменты по образованию и науке.

Управляющие компании кластеров – коллегиальный орган управления кластером, в состав которого входят представители всех участников кластера для реализации его программы деятельности. Управляющая компания может создаваться в форме автономной некоммерческой организации [2].

Взаимоотношения колледжей и предприятий каждого промышленно-образовательного центра закрепляются соглашением о партнерстве для создания и развития данного кластера. В нем обозначаются цели и задачи кластера, участники, совместная программа деятельности по реализации проекта "Профессионалитет", условия сотрудничества при использования инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов.


Примеры образовательно-производственных центров (кластеров)

Рассмотрим состав образовательно-промышленных центров проекта "Профессионалитет" в СПО и органы управления кластерами в Санкт-Петербурге [3]. Выбор региона обусловлен тем, что большая часть колледжей (выделены курсивом в таблице) в данных кластерах являются клиентами ЦКО "Русские Решения" по внедрению и сопровождению 1С:Колледж ПРОФ или приобрели у нас данный программный продукт.

Отрасль Региональные органы управления кластером Опорный колледж Сетевые колледжи Партнеры-работодатели

Машиностроение

Комитет по науке и высшей школе

Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина

  • Петровский колледж
  • Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции
  • Академия промышленных технологий
  • АО "Петербургский тракторный завод"
  • ООО "Завод по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды"

Легкая промышленность

Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга

Союз производителей изделий легкой промышленности Санкт-Петербурга

Колледж петербургской моды

  • Ижорский колледж
  • Российский колледж традиционной культуры
  • Охтинский колледж
  • Колледж банковского дела и информационных технологий
  • Колледж "Звёздный"
  • ПК Pompa
  • ООО "Пилигрим"
  • "Производственная компания "Ред Фокс"
  • ООО "Алез"
  • НПО "Специальных материалов"
  • ООО "ДУЭР"
  • ООО "САПРЛЕГПРОМ"
  • ООО "ВЕЛЕГА МЕМБРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

Машиностроение

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Электромашиностроительный колледж

  • Малоохтинский колледж
  • Техникум энергомашиностроения и металлообработки
  • Российский колледж традиционной культуры
  • Санкт-Петербургский технический колледж
  • Ижорский колледж
  • Промышленно-технологический колледж имени Н.И. Путилова
  • АО "Силовые машины"
  • ООО "ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова"

Судостроение

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга

Колледж судостроения и прикладных технологий

  • Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина
  • Индустриально-судостроительный лицей
  • Невский колледж имени А.Г. Неболсина
  • Петровский колледж
  • Объединенная судостроительная корпорация
  • АО "Северная верфь"
  • АО "Адмиралтейские верфи"
  • АО "Балтийский завод"

Радиоэлектроника

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Колледж электроники и приборостроения

  • Радиотехнический колледж
  • Колледж информационных технологий
  • АО "Алмаз-Антей"
  • АО "Завод Магнетон"


Преимущества участия в проекте "Профессионалитет" для каждой группы участников

Участие в "Профессионалитете" предполагает получение ряда преимуществ для каждого из участников кластера. Рассмотрим подробнее данные возможности [2].

Для Министерства просвещения Российской Федерации:

  • преодоление дефицита рабочих кадров;
  • повышение уровня качества профессионального образования.

Для региональных органов исполнительной власти:

  • снижение уровня безработицы в регионах за счет синхронизации структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;
  • привлечение частных инвестиций в образовательные организации.

Для колледжей и других организаций СПО:

  • возможность обновить материально-техническую базу, соответствующую требованиям экономики, а значит, получить возможность обучать студентов, исходя из реальных потребностей рынка;
  • возможность повысить квалификацию и переподготовить педагогов на базе предприятий кластера;
  • возможность обучения студентов по новым образовательным программам, отвечающим запросам реального сектора экономики, социальной сферы и сферы услуг;
  • повышение процента трудоустройства выпускников за счет заключения целевых договоров между обучающимися и предприятием-работодателем из кластера.

Для предприятий-работодателей:

  • возможность участвовать в процессе аттестации выпускников в качестве членов аттестационной комиссии;
  • проведение аудита образовательной организации на предмет соответствия материально-технической базы требуемым стандартам;
  • возможность участия в разработке новых образовательных программ: наполнение вариативной части учебного плана, конструирование образовательной программы и согласование ее конечного варианта.

Для студентов:

  • получение востребованной специальности в короткие сроки;
  • гарантированное прохождение практики на предприятии из кластера;
  • обучение на современной учебно-производственной базе, соответствующей требованиям реального производства или сферы услуг;
  • обучение у высококлассных преподавателей с опытом работы и стажировках на предприятиях;
  • возможность участвовать в программах поддержки и развития молодежных инициатив;
  • гарантированное трудоустройство по окончании обучения.


1С:Колледж ПРОФ как инструмент реализации проекта "Профессионалитет" для СПО

Проект "Профессионалитет" в СПО требует решения ряда серьезных задач, сопутствующих созданию нового подхода к образованию. Помимо обновления учебных образовательных программ, закупки современного производственного оборудования, переподготовки сотрудников и непосредственно самого обучения студентов, необходимо вести учет всей этой деятельности. Желательно используя современные технологии.

Работа в информационной системе для автоматизации учета деятельности образовательной организации на сегодняшний день является неотъемлемой частью функционирования подавляющего большинства вузов страны. И индикатором современной организации в среде среднего профессионального образования. Колледжи, техникумы и училища следуют примеру высшего образования, из года в год автоматизируя все больше процессов, порой обгоняя некоторые вузы в данном направлении.

Система 1С:Колледж является наиболее популярным в стране отраслевым программным продуктом для автоматизации управленческой деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Охватывая все сферы деятельности СПО, программа способна ускорить рутинные процессы:

  • связанные с ручным вводом данных;
  • составлением всевозможных отчетов;
  • решить проблему хранения большого объема информации и ее использования;
  • сократить бумажный документооборот и число ошибок, связанных с человеческим фактором и разрозненностью данных.

Если рассматривать задачи "Профессионалитета", то система 1С:Колледж помогает в таких направлениях работы как проведение приемной кампании, создание рабочих программ, обучение сотрудников, выпуск и трудоустройство выпускников (табл.2).


Возможности автоматизации решения задач проекта "Профессионалитет" с помощью 1С:Колледж

Участок деятельности колледжа Название подсистемы 1С:Колледж Области автоматизации, доступные в подсистеме

Проведение приемной кампании

Приемная комиссия

Планирование приема в учебное заведение

Прием документов

Проведение вступительных испытаний (рис.4)

Зачисление в учебное заведение

Создание рабочих программ

Учебная часть

Работа с государственными стандартами и учебными планами

Разработка и учет учебных программ, включая КТП (рис.5)

Подготовка, хранение и печать рабочих учебных планов

Повышение квалификации сотрудников

Квалификация сотрудников

Учет повышения квалификации (рис.6)

Учет и планирование аттестаций по областям работы (административная, педагогическая и мастеров)

Организация производственного обучения

Производственное обучение

Организация производственных практик:

  • Формирование приказов на практику
  • Учет контрагентов – организаций, предоставляющих места для проведения практик (рис.6)
  • Подготовка документации для студентов: дневник, задание, направление, договор
  • Регистрация результатов прохождения практик
  • Анализ результатов и мест прохождения практики

Учет материально-технической базы

Материальная база

Учет имущества по видам и типам:

  • Поступление, перемещение, списание (рис.8)
  • Инвентаризация и опись

Трудоустройство

Трудоустройство

Прогноз трудоустройства выпускников

Учет фактического трудоустройства выпускников

Анализ прогноза и фактического трудоустройства

План-фактный анализ трудоустройства выпускников (рис.9).

Банк резюме студентов и выпускников


Рис. 4. Проведение вступительных испытаний во время приемной кампании

Рис. 4. Проведение вступительных испытаний во время приемной кампании



Рис. 5. Разработка и учет учебных программ, включая календарно-тематическое планирование

Рис. 5. Разработка и учет учебных программ, включая календарно-тематическое планирование



Рис. 6. Учет повышения квалификации

Рис. 6. Учет повышения квалификации



Рис. 7. Учет контрагентов-организаций, предоставляющих места для проведения практик

Рис. 7. Учет контрагентов-организаций, предоставляющих места для проведения практик



Рис. 8. Учет имущества в организации СПО (поступление, перемещение, списание)

Рис. 8. Учет имущества в организации СПО (поступление, перемещение, списание)



Рис. 9. Прогноз трудоустройства выпускников

Рис. 9. Прогноз трудоустройства выпускников


Подготовка отчетов по показателям эффективности кластеров с помощью системы 1С:Колледж

Помимо автоматизированного учета деятельности организации СПО, 1С:Колледж (ПРОФ) позволяет оперативно собирать данные, консолидировать и точно рассчитывать многие из 59 показателей рейтинговой оценки кластеров, предусмотренной "Профессионалитетом" [4]. А значит, в короткие сроки готовить показатели для отчетов государственным органам по реализации программы проекта. Например, такие показатели, как:

  • Доля студентов, обучающихся по программам "Профессионалитета", в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам СПО в кластере.
  • Доля выпускников, прошедших ГИА в форме демонстрационного экзамена, в общей численности выпускников кластера, освоивших образовательные программы СПО.
  • Доля студентов, заключивших договор о целевом обучении с предприятиями, являющимися участниками кластера, в общей численности студентов по программам "Профессионалитета".
  • Доля занятых выпускников (трудоустроенных, самозанятых, осуществляющих предпринимательскую деятельность) в общей численности выпускников кластера, освоивших программы "Профессионалитета".
  • Доля выпускников, трудоустроенных на предприятиях, являющихся участниками кластера, в общей численности трудоустроенных выпускников кластера, освоивших образовательные программы СПО.
  • Доля стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования базовой образовательной организации.
  • Доля педагогических работников из числа ответственных за воспитание и кураторов (классных руководителей) в кластере, обученных по программе дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в рамках ФП "Профессионалитет" для данной категории слушателей.

В 2024 году заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко отметил, что к 2026 году в "Профессионалитете" будут участвовать все 89 субъектов России, к 2028 году система среднего профессионального образования должна обеспечить подготовку более 1 миллиона специалистов для приоритетных отраслей экономики. А к 2030-му проект охватит 100% профессиональных образовательных организаций.

Использование инструментария учета контингента, переподготовки сотрудников, материально-технической базы и трудоустройства выпускников существенно помогает реализовывать задачи проекта. Данную необходимость понимает как Министерство просвещения РФ, отдельно указывая, что на это можно расходовать средства гранта [2], так и колледжи из кластеров, уже работая в отраслевом программном продукте 1С:Колледж.


Список источников

  1. Официальный сайт Минпросвещения России, новость "В 2024 году колледжи выпустят 860 тысяч специалистов".
  2. ФП "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" Настольная книга эффективного руководителя.
  3. Официальный сайт Федерального центра сопровождения развития материально-технической базы, учебной и производственной инфраструктуры в системе среднего профессионального образования.
  4. Официальный сайт Института развития профессионального образования, презентация Методика рейтинговой оценки деятельности образовательно-производственных центров (кластеров).
Переходите на страницу 1С:Колледж ПРОФ, чтобы узнать подробнее о возможностях программы.

Авторы статьи

Еремина Елена
Еремина Елена
Руководитель отдела автоматизации СПО и школ ЦКО «Русские Решения»
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
welcome@ruresh.ru
Специализируется на проектах по внедрению программных продуктов для школ, колледжей, техникумов и училищ:
  • 1С:Колледж
  • 1С:Общеобразовательное учреждение
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Колледж
  • 1С:Автоматизированное составление расписания.Школа
Рогожинская Ната
Рогожинская Ната
Специалист ЦКО «Русские Решения»
Телефон:
8 800 551-00-24
Эл.почта:
1c@ruresh.ru

Последние статьи

19 ноября 2024

Система 1С:Колледж как инструмент для реализации федерального проекта "Профессионалитет" в СПО

В статье кратко изложена концепция "Профессионалитета", рассмотрено использование системы 1С:Колледж в рамках данного проекта

Читать полностью
6 сентября 2024

Дорожная карта подготовки к приемной кампании в вузе

В статье приводится план из 8 шагов, которые помогут в решении важных организационных задач перед приемом абитуриентов

Читать полностью
21 февраля 2024

Мониторинг трудоустройства выпускников СПО с помощью 1С:Колледж ПРОФ

Как программный продукт помогает колледжам быстро собирать показатели трудоустройства и проводить мониторинг занятости выпускников

Читать полностью
 

Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie. Cookie нужны, чтобы сайт работал лучше.