В процессе составления расписания занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования необходимо соблюдать требования нормативно-правовых, законодательных и иных актов в сфере образования.
Нормативно-правовые документы для процесса составления расписания делятся на две группы: документы федерального уровня и локальные нормативные акты. В таблице представлены основные нормативные документы федерального уровня и приведены примеры локальных нормативных актов.
Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Трудовой кодекс РФ
Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Приказ № 1601 от 22.12.2014
О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре
Приказ № 536 от 11.05.2016
Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Приказ № 464 от 14.06.2013
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования
Правила внутреннего распорядка
Расписание занятий и практик, продолжительность занятий, время начала и окончания занятий, деление на потоки и группы.
Положение о нормах времени для расчета объема нагрузки и планирования основных видов работы ППС
Рассмотрим основные федеральные законы более подробно. В начале процесса составления расписания надо понять, какие нормы часов преподавателей (педагогических работников) и обучающихся мы будем контролировать. В первую очередь, мы конечно же, обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ). В 333 статье ТК РФ сказано, что педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Затем, обращаемся к приказу Минобрнауки России № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Документ более подробно рассматривает, каким сотрудникам образовательных организаций, и какая продолжительность рабочего времени им установлена. Так, например, в первой же статье приказ повторяет статью №333 ТК РФ. Однако далее идет уточнение, кому устанавливается 36 часов в неделю, в зависимости от занимаемой должности. Например, помимо педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, такая норма часов устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, инструкторам по труду, методистам и старшим методистам организаций, руководителям физического воспитания организаций.
Документ предусматривает и другие варианты. Рассмотрим те, которые могут встретиться нам при составлении расписания. 24 часа в неделю заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).
В год «Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования». При этом норма часы устанавливаются в астрономических часах.
Также надо учитывать, что верхний предел учебной нагрузки преподавателей СПО не должен превышать 1440 часов в учебном году, ставка заработной платы которых составляет 720 часов в год.
Таким образом, мы определили, что при составлении расписания занятий требуется контролировать нагрузку преподавателей: 36 часов в неделю и 720 часов в год.
Теперь надо разобраться, какую нагрузку контролировать при составлении расписания обучающихся.
Основным в этом вопросе является документ «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Объем при этом обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю. Эти показатели мы и будем отслеживать при составлении расписания.
Нормативный документ «Приказ Минобрнауки России N 464» утвердил требования к образовательным программам среднего профессионального образования. Так «образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями».
Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.
Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Численность обучающихся в учебной группе составляет 25-30 человек. Исходя из специфики образовательной организации, учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.
При составлении учебного плана надо учитывать также и то, что «количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям).»
В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» определены требования в нагрузке обучающихся, которые проходят обучения по этим двум формам обучения.
Образовательная организация должна разрабатывать учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения самостоятельно на основе:
При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:
Нагрузка преподавателей
Нагрузка обучающихся (все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки)
54 часов в неделю
Нагрузка обучающихся (обязательных аудиторных занятий и практики)
36 часов в неделю
Образовательная программа включает:
Учебный план образовательной программы определяет:
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации
количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации
Не более 8 экзаменов
Количество зачетов
Не более 10 зачетов
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по очно-заочной форме
16 часов в неделю
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по заочной форме программы СПО
не менее 160 часов
Переходите на страницу «1С:Автоматизированное составление расписания», чтобы узнать подробнее о возможностях программы.
Рассматривается реализация подключения к суперсервису через Сервис приема, взаимодействие информационной системы вуза 1С:Университет ПРОФ с ЕПГУ
QR-коды в дипломах СПО, демонстрационный экзамен, вступительные испытания, зачисление в колледж через Госуслуги, новые сроки для ФИС ФРДО – об этом и другом читайте в новой статье
С 1 сентября 2022 года введены новые образцы дипломов о высшем образовании. Определен порядок их заполнения, учета и выдачи. 1С:Университет выпустил бесплатное обновление с учетом нового порядка
В ходе доработки конфигурации «1С:Колледж ПРОФ» нами были разработаны 7 отчётов, 2 обработки, 5 печатных форм. В результате был доработан программный продукт «1С:Колледж ПРОФ», который полностью стал отвечать требованиям Технического задания и при этом мог оперативно обновляться. Автоматизировано 6 рабочих мест.
Для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Кулинарного Мастерства» разработан и реализован проект внедрения приемной кампании на базе программного продукта «1С:Колледж» для 3 рабочих мест.
Для бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайский политехнический колледж» разработан и реализован проект внедрения электронных журналов на базе программного продукта «1С:Колледж ПРОФ» для 20 рабочих мест.
Администрация и сотрудники ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» отмечают профессиональный подход специалистов ЦКО «Русские Решения» в вопросах консультирования сотрудников колледжа на протяжении всего проекта, выполнения необходимых доработок и настроек программного обеспечения.
Специалисты кампании «Русские Решения» проявили профессионализм и доказали свою компетентность при внедрении программных продуктов «1С:Электронное обучение». Программы полностью удовлетворили нашим требованиям и позволили создать единую систему дистанционного обучения для нашего колледжа.
Наш колледж работает в программе 1С Колледж, и все данные необходимо было выгружать из нее. Для выполнения поставленной задачи времени было мало, и мы решили обратиться к компании «Русские Решения», с которой успешно сотрудничаем с 2015 г.
© 2006- 2023
Политика конфиденциальности
Карта сайта
8 800 551-00-24
+7 812 929-44-24
Интересующий вас программный продукт
* - все поля обязательны для заполнения
* - поля, обязательные для заполнения
Или позвоните 8 800 551-00-24
Поля обязательные для заполнения отмечены «»
Интересующие меня темы
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.